У В А Г А

УНИВЕРСАЛЬЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРОЙ АППЛИКАТУРЫ

Hа протяжении многих лет человечество пыталось раскрыть тайну УНИВЕРCAЛЬОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ АККОРДОВ для гитары. В застойные времена в любом магазине культтоваров можно было приобрести "определитель аппликатуры аккордов" - сложное механическое изделие, состоящее из дюралюминиевых пластины и диска с прорезями. Вращая диск, можно было определить несколько основных видов аккордов в любой из тональностей. Идея сама по себе неплохая, но сложные аккорды по этому прибору определить было нельзя. Предпринимались также попытки собрать все существующие аккорды в один каталог. Автор данной статьи в свое время долго гонялся за книгой "5000 аккордов для шестиструнной гитары" издательства "EDITIO MUSICA BUDAPEST" и добыл-таки ее, но многих нужных аккордов там так и не оказалось.

И вот, после сложных теоретических изысканий эта Великая Тайна наконец была раскрыта. Я не хотел бы унести ее с собой в могилу, ибо знаю, сколь великих трудов подчас стоит найти нужный аккорд, а посему спешу поделиться ею со всеми гитаристами. Итак, предлагаю Вашему вниманию сей скромный труд:



Как открыл для себя автор данной статьи, воспользовавшись классической теорией музыки, существуют семь основных нот:
  до   ре   ми   фа   соль ля   си

  или в буквенном обозначении:

  C    D    E    F    G    A    B
Тут я сразу хочу оговориться, что ноту "Си" я буду обозначать буквой "В". а мой взгляд, это более логично, ибо, как за "А" следует "В", так и за "Ля" следует "Си". Вообще, обозначать ноту "Си" буквой "H" придумали немцы, которые хотели нас запутать и таким образом отомстить за поражение в Вели- кой Отечественной войне. Англичане, американцы и вообще все прогрессивное человечество обозначают ноту "си" буквой "B".

Продолжим этот ряд дальше и пронумеруем каждую ноту по порядку, начиная с ноты "до":
  C    D    E    F    G    A    B    C    D    E    F    G    A

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10   11   12   13
Эти цифры называются ступенями звукоряда. а них и строятся все аккорды.
В классической музыке эти ступени называются следующим образом (в принципе, это знать не обязательно, но желательно, т.к. они часто встречаются в музыкальной литературе):

1 - тоника (прима);
2 - секунда;
3 - терция;
4 - кварта;
5 - квинта;
6 - секста;
7 - септима;
8 - октава;
9 - нона;
10 - децима;
11 - ундецима;
12 - секдецима;
13 - терцдецима.

Простой аккорд, который обозначается всего одной буквой - это мажорное трезвучие. Он поэтому и называется трезвучием, что состоит всего из трех звуков. Эти звуки - тоника, терция и квинта, то есть 1, 3 и 5 ступени. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в аккорд, который обозначается буквой "C"(до-мажор) входят ноты "до", "ми", и "соль". Те, кто знают, где на гитарном грифе находятся эти ноты (см. приложение 1), смогут без труда поcтроить различные варианты аккорда до-мажор:
          6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    о5   |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    |    х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    х3   |    |    |   II     >   номера
           --|----|----|----|----|----|--       |
             х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--      -
(значок "х" означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом - номер ступени аккорда. Значок "о" озна- чает открытую струну).
             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   x1   |    |    |    х5   III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5   x1   x3   |     V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    |    x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--
Если в обозначении аккорда есть буква "m", то это минорный аккорд. апример, аккорд Cm - это минорное трезвучие, которое отличается от мажорного только тем, что третья ступень в нем понижена на пол-тона. а гитарном грифе следует переместить третью ступень на один лад вверх, и мы получим вместо "до-мажора" аккорд "до-минор":
             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    о5   |    -
           --|----|----|----|----|-------      -
             |    |    x(m) |    х1   -   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|-------       |
             |    |    |    |    |    -   II     >   номера
           --|----|----|----|----|-------       |
             х5   х1   |    |    |    -   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|-------      -
(Буква "m" означает пониженную третью ступень, которая превращает аккорд в минорный)

В этом варианте первую струну придется заглушить, потому что третья ступень была на открытой первой струне, и выше ладов уже нет.
             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   x1   |    |    |    х5   III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    x(m) |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5   x1   |    |     V
           --|----|----|----|----|----|--




             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    x(m) x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    |    |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--
Если аккорд имеет в своем обозначении какую-либо цифру, то это означает добавление соответствующей ступени. апример, аккорд C6 имеет кроме 1-й, 3-й и 5-й ступеней еще и 6-ю ступень (ноту "ля"): Может добавляться не одна, а больше ступеней. Тогда в обозначении аккорда они разделяются знаком "/". апример, аккорд С6/9 состоит из 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й ступеней. (9-я ступень - это нота "ре"):

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    о9   |    |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    |    х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    |    о6   |    |   II     >   номера
           --|----|----|----|----|----|--       |
             х5   х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--      -
(значок "х" означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом - номер ступени аккорда. Значок "о" озна- чает открытую струну).


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x5   |    |    |    |    |    III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      |    |    |    |    |    |    IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    х9   x5   x1   х3   х6    V
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             х9   x5   x1   |    х6   |       X
           --|----|----|----|----|----|--


Если в обозначении аккорда встречается "+" или "-" ("#" или "b"), то это означает что соответствующую ступень следует повысить или понизить на пол-тона, т.е. на гитарном грифе перенести ее на один лад вниз или вверх соответственно. апример, аккорд C5+ - это "до-мажор" с повышенной пятой ступенью:

             6    5    4    3    2    1  - это номера струн
             |    |    |    |    |    о3
           --|----|----|----|----|----|--      -
             |    |    |    x5+  х1   |   I     |    это
 Вар.1     --|----|----|----|----|----|--       |
             |    |    х3   |    |    |   II    |   номера
           --|----|----|----|----|----|--        >
             |    х1   |    |    |    |   III   |    ладов
           --|----|----|----|----|----|--       |
             x5+  |    |    |    |    |   IV    |
           --|----|----|----|----|----|--      -


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x1   |    |    |    |    III
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.2      x5+  |    |    |    |    x5+  IV
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x1   x3   |     V
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x5+  |    |    |     VI
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    |    |    x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
  Вар.3      |    |    |    x3   x5+  |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5+  |    |    |    |      XI
           --|----|----|----|----|----|--
Может быть, не все из этих аккордов удобно брать на грифе, они здесь приведены только в качестве примеров. иже будет показано, как находить более удобные варианты.

Я не хочу больше утомлять читателей описанием всевозможных аккордов. Подытожим только общий принцип их построения:

- Аккорд, обозначаемый одной буквой, состоит из 1, 3, и 5 ступеней;

- В аккорде с буквой "m" третья ступень сдвинута на один лад вверх;

- Аккорд, имеющий в своем обозначении цифру, означает добавление соответству- ющей ступени (особый случай для цифры "4". Ее присутствие означает, что третья ступень заменяется четвертой)

- Аккорд, имеющий в своем обозначении плюс или минус, означает сдвиг соответ- ствующей ступени на один лад вниз или вверх.

А как находить эти ступени на грифе? Если мы знаем,где находится хотя бы одна из ступеней, то остальные найти довольно просто. Как устано- вил автор данной статьи, при перемещении с шагом в один лад вниз по любой струне ступени меняются в следующем порядке:

1 (тоника)
9- (уменьшенная нона)
9 (чистая нона)
9+, она же "m" (увеличенная нона совпадает с уменьшенной минорной терцией)
3 (мажорная терция)
4, она же 11 (кварта совпадает с ундецимой)
5- (уменьшенная квинта)
5 (чистая квинта)
5+ (увеличенная квинта)
6, она же 13 (секста совпадает с терцдецимой)
7 (чистая септима)
7+ (увеличенная септима)
1 (тоника)
....
и так далее.

Так как гитарные струны имеют фиксированную настройку относительно друг друга, то и относительное расположение ступеней на всем грифе строго фиксировано. апример, если найти первую ступень на каком-то из ладов первой струны, то на второй струне на этом же ладу будет пятая ступень, и т. д. Это дает возможность, зная аккорд в одной тональности, построить аккорд того же типа в другой тональности, перенеся его по грифу на определенное количество ладов вверх или вниз. При этом форма самого аккорда не изменяется. апример, сравним аккорды "до-мажор" и "ре-мажор", у которых тоника на первой струне:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
    C        x1   |    |    |    x5   x1    VIII
           --|----|----|----|----|----|--
"До-мажор"   |    |    |    x3   |    |      IX
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       X
           --|----|----|----|----|----|--


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
    D        x1   |    |    |    x5   x1      X
           --|----|----|----|----|----|--
"Ре-мажор"   |    |    |    x3   |    |       XI
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       XII
           --|----|----|----|----|----|--
Как мы здесь видим, форма аккорда и взаиморасположение ступеней сохранились, изменились только номера ладов. В первом случае тоника (нота "до") находится на восьмом ладу первой струны, а во втором случае тоника (нота "ре") находится на десятом ладу. А если абстрагироваться от ладов, то можно найти аккорд этого типа для любой тональности. апример, мы хотим построить аккорд F ("фа-мажор") того же типа, то есть с тоникой на первой струне. Пользуясь приложением 1, на- ходим тонику (ноту "фа") на первой струне. Она находится на первом ладу (и на тринадцатом тоже, но там брать не очень удобно). Зная форму аккорда, строим его от первого лада и получаем искомый "фа-мажор"

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
    F        x1   |    |    |    x5   x1      I
           --|----|----|----|----|----|--
"Фа-мажор"   |    |    |    x3   |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       III
           --|----|----|----|----|----|--

А теперь разовьем эту идею еще дальше. Представим себе бесконечный виртуальный гитарный гриф. Зная взаиморасположение ступеней, заполним все его лады, начиная, скажем, с первой ступени на первой струне:


             6        5        4        3        2        1

           ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             1       4(11)     7       9+(m)     5        1
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9-       5-       7+       3        5+       9-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9        5        1       4(11)    6(13)     9
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             3       6(13)     9        5        7+       3
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            4(11)     7       9+(m)     5+       1       4(11)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5-       7+       3       6(13)     9-       5-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5        1       4(11)     7        9        5
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            6(13)     9        5        1        3       6(13)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7+       3       6(13)     9        5-       7+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             1       4(11)     7       9+(m)     5        1
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9-       5-       7+       3        5+       9-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             9        5        1       4(11)    6(13)     9
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            9+(m)     5+       9-       5-       7       9+(m)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             3       6(13)     9        5        7+       3
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             4        7       9+(m)     5+       1       4(11)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5-       7+       3       6(13)     9-       5-
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5        1        4        7        9        5
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             5+       9-       5-       7+      9+(m)     5+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
            6(13)     9        5        1        3       6(13)
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7       9+(m)     5+       9-      4(11)     7
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             7+       3       6(13)     9        5-       7+
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
             1       4(11)     7       9+(m)     5        1
           --|--------|--------|--------|--------|--------|--
                  ... и так далее до бесконечности
           ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мы получили таблицу взаиморасположения ступеней (ТВС) на гитарном грифе.

С помощью этой таблицы можно вычислить любой, даже самый сложный аккорд. апример, нужно построить аккорд A7/9-

1. определяем, какие ступени входят в этот аккорд:
1-я, 3-я, 5-я, 7-я и пониженная 9-я.

2. выбираем, на какой струне будет тоника.

3. с помощью таблицы находим на этой струне цифру "1"

4. ищем поблизости на остальных струнах цифры "3", "5", "7" и "9-" в произвольном порядке так, чтобы аккорд было удобней взять.

5. пользуясь приложением 1, находим лад, на котором находится тоника на выбранной струне - аккорд вычислен!

Допустим, тоника будет на шестой струне. Пользуясь таблицей, находим варианты аккордов:


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|------------
             |    |    |    x9-  -    -
           --|----|----|----|------------
вар.1        |    x3   |    |    -    -
           --|----|----|----|------------
             x1   |    x7   |    -    -
           --|----|----|----|------------



             6    5    4    3    2    1
           --|---------|----|----|----|--
             x1   -    x7   |    x5   |
           --|---------|----|----|----|--
вар.2        |    -    |    x3   |    x9-
           --|---------|----|----|----|--
             |    -    |    |    |    |
           --|---------|----|----|----|--



             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|-------
             x1   |    |    |    |    -
           --|----|----|----|----|-------
             |    |    |    x3   |    -
           --|----|----|----|----|-------
вар.3        |    x5   |    |    |    -
           --|----|----|----|----|-------
             |    |    x9-  |    x7   -
           --|----|----|----|----|-------
Вариантов может быть бесчисленное множество, хватило бы пальцев на левой руке.

С помощью приложения 1 находим на шестой струне ноту "ля". Она находится на пятом ладу. умеруем лады для найденных вариантов:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|------------
А7/9-        |    |    |    x9-  -    -     III
           --|----|----|----|------------
             |    x3   |    |    -    -     IV
вар.1      --|----|----|----|------------
             x1   |    x7   |    -    -      V
           --|----|----|----|------------



             6    5    4    3    2    1
           --|---------|----|----|----|--
             x1   -    x7   |    x5   |       V
A7/9-      --|---------|----|----|----|--
             |    -    |    x3   |    x9-     VI
           --|---------|----|----|----|--
вар.2        |    -    |    |    |    |       VII
           --|---------|----|----|----|--



             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|-------
             x1   |    |    |    |    -       V
A7/9-      --|----|----|----|----|-------
             |    |    |    x3   |    -       VI
           --|----|----|----|----|-------
вар.3        |    x5   |    |    |    -       VII
           --|----|----|----|----|-------
             |    |    x9-  |    x7   -       VIII
           --|----|----|----|----|-------

Следует отметить, что не обязательно, чтобы в аккорд входили все ступени. апример, в первом варианте отсутствует 5-я ступень. Бывают аккорды, где отсутствует даже сама тоника. Во втором и третьем вариантах удобнее брать аккорд без шестой струны, от этого его функция не меняется. Главное, чтобы в аккорде не было лишних ступеней.

При построении аккорда с помощью ТВС не обязательно "плясать" от первой ступени, можно и от любой другой. апример, найдем аккорд Gm6 ("соль-минор с секстой").

В него входят 1-я ступень, пониженная 3-я ("m"), 5-я и 6-я. Вот от 6-й ступени и будем отталкиваться. Допустим, что она находится на 4-й струне. аходим в таблице цифру "6" на 4-й струне и рядом ищем "1", "m", и "5". Получаем вариант:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    xm   |    |    |    |
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x6   |    |    |
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    xm   x5   x1
           --|----|----|----|----|----|--
Тоника здесь автоматически обнаружилась на 1-й (6-й) струне. С помощью приложения 1 определяем, что нота "соль" на первой струне находится на третьем ладу. умеруем лады и получаем искомый аккорд:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    xm   |    |    |    |     I
  Gm6      --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x6   |    |    |     II
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    |    xm   x5   x1    III
           --|----|----|----|----|----|--
Пожалуй, удобнее его брать без 5-й и 6-й струн, тем более что эти ступени уже есть на 3-й и 1-й струнах.

При помощи ТВС можно не только искать новые аккорды, но и анализировать уже имеющиеся. апример, помнится, в эхе GUITAR.SONGS кто-то приводил два варианта аккорда Е7 и спрашивал, какой из них правильный:

             6    5    4    3    2    1
             o    |    o    |    o    o
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x    |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x    |    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.1        |    |    |    |    |    |       III
           --|----|----|----|----|----|--



             6    5    4    3    2    1
             o    |    |    |    |    o
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x    |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x    x    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.2        |    |    |    |    x    |       III
           --|----|----|----|----|----|--
Пользуясь приложением 1, определяем что нота "ми" (тоника аккорда) находится на открытой шестой (первой) струне. С помощью ТВС определяем, какие ступени присутствуют в этих аккордах:

             6    5    4    3    2    1
             o1   |    o7   |    o5   o1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   |    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.1        |    |    |    |    |    |       III
           --|----|----|----|----|----|--



             6    5    4    3    2    1
             o1   |    |    |    |    o1
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       I
  E7       --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   x1   |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
вар.2        |    |    |    |    x7   |       III
           --|----|----|----|----|----|--
В обоих вариантах присутствуют 1-я, 3-я, 5-я и 7-я ступени. Следовательно, оба варианта верны.

Таков общий принцип построения и анализа аккордов с помощью ТВС. Еще раз хочу подчеркнуть, что все зависит от Вашей фантазии. Вы можете использовать любые аккорды, главное, чтобы произведение, которое вы исполняете, звучало так, как нравится Вам и Вашим друзьям. е бойтесь экспериментировать, и Вы добьетесь своего.
Желаю всем творческих успехов!
Андрей Антонов, г. Севастополь
ПРИЛОЖЕИЕ 1

                     Расположение нот на гитарном грифе:

                    6       5       4       3       2       1

                    E       A       D       G       B       E
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             I      F       A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C       F
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             II   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            III     G       C       F     A#(Bb)    D       G
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             IV   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             V      A       D       G       C       E       A
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             VI   A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            VII     B       E       A       D     F#(Gb)    B
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            VIII    C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             IX   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             X      D       G       C       F       A       D
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             XI   D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
             XII    E       A       D       G       B       E
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XIII    F     A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)    C       F
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XIV   F#(Gb)    B       E       A     C#(Db)  F#(Gb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XV      G       C       F     A#(Bb)    D       G
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XVI   G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)    B     D#(Eb)  G#(Ab)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XVII    A       D       G       C       E       A
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XVIII A#(Bb)  D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)    F     A#(Bb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XIX     B       E       A       D     F#(Gb)    B
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XX      C       F     A#(Bb)  D#(Eb)    G       C
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXI   C#(Db)  F#(Gb)    B       E     G#(Ab)  C#(Db)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXII    D       G       C       F       A       D
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXIII D#(Eb)  G#(Ab)  C#(Db)  F#(Gb)  A#(Bb)  D#(Eb)
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--
            XXIV    E       A       D       G       B       E
                  --|-------|-------|-------|-------|-------|--


ПРИЛОЖЕHИЕ 2

FAQ-ЛИСТ (Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов):


Вопрос: В обозначениях аккордов часто встречаются всякие таинственные знаки типа "sus", "аug", "dim" и другие. Что это такое?

Ответ: Csus - это то же, что C4 ; Caug - это то же, что C5+ ; Cdim (или C с ноликом) - это уменьшенный аккорд, то же, что и Cm6/5- ; Cmaj (или Cmaj7+) - это то же, что C7+ ; C с перечеркнутым ноликом - полууменьшенный аккорд, то же что Cm7/5- .


Вопрос: Если 4-я ступень совпадает с 11-й, 6-я с 13-й, 9+ с минорной терцией, то чем же отличаются аккорды: С4 и С11; D6 и D13; E9+ и Em ?

Ответ: если в обозначении аккорда встречаются цифры 11 или 13, то в нем, кроме 4-й или 6-й ступени обязательно должна присутствовать и 7-я (а иногда и 9-я): С11=С4/7(C4/7/9); D13=D6/7(D6/7/9). апример, легендарная "Venus"("She's got it") группы Shocking Blue начинается с аккорда B11:


             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   |    x7   |    x5   x1      VII
  B11      --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    |       VIII
           --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   |    x4(11)    |       IX
           --|----|----|----|----|----|--

Отдельный случай для аккордов, где есть 9+ Это так называемый "расщепленный" аккорд. Он несет в себе функции и мажора, и минора, так как в нем присутствует и мажорная терция, и увеличенная нона, совпадающая с минорной терцией. Как правило, в нем также присутствует и 7-я ступень. Этот аккорд любил исполь- зовать в своих композициях Джимми Хендрикс:


             6    5    4    3    2    1
             o1   |    o7   |    |    |
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       I
  E7/9+    --|----|----|----|----|----|--
             |    x5   |    |    |    |       II
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    x7   x9+(m)  III
           --|----|----|----|----|----|--


Вопрос: что такое знаки "#" и "b" в обозначениях аккордов?

Ответ: "#" - это знак "диез", обозначающий повышение на пол-тона или на один лад вниз по грифу. "b" - это знак "бемоль", обозначающий понижение на пол-тона или на один лад вверх по грифу. Если эти знаки стоят сразу после буквы, обозначающей аккорд, то повышается или понижается весь аккорд. апример: C# - это аккорд "до-диез-мажор", который можно получить, сдвинув аккорд "до-мажор" на один лад вниз по грифу. Если эти знаки стоят чуть выше, перед цифрами, в этом случае они заменяют знаки "+" или "-". Разница только в том, что "+" или "-" ставятся не перед, а после цифр:

7/5+ то же, что 7#5;

7/9- то же, что 7b9 и т. д.


Вопрос: в одной книге встретил аккорд Е11+ , а в таблице ТВС нет такой ступени 11+ . Как же найти этот аккорд?

Ответ: Действительно, в некоторых джазовых школах встречается повышенная ундецима 11+ . Легко догадаться, что она совпадает с пониженной квинтой (5-), так как на грифе за 11 ступенью на следующем ладу находится именно 5- . Поэтому аккорд E11+ гармонически будет равен E7/5-

Вопрос: Пользуясь ТВС, я построил аккорд Asus (то же, что A4) следующим образом:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   x4   |    |    x5   x1      V
Asus       --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    x3   |    |       VI
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   |    |    |       VII
           --|----|----|----|----|----|--
А он совершенно не вписывается в мелодию песни. В чем дело?

Ответ: Дело в том, что в этом аккорде не должно быть 3-й ступени. Аккорд со знаком "sus" (или с цифрой 4) имеет 4-ю ступень, которая получается путем повышения 3-й ступени на пол-тона, или на один лад вниз по грифу. Поэтому этот аккорд следует брать так:

             6    5    4    3    2    1
           --|----|----|----|----|----|--
             x1   x4   |    |    x5   x1      V
Asus       --|----|----|----|----|----|--
             |    |    |    |    |    |       VI
           --|----|----|----|----|----|--
             |    |    x1   x4   |    |       VII
           --|----|----|----|----|----|--
Замечания и вопросы присылайте по адресу: Fidonet: 2:4600/103.10 Andrey Antonov Изменения и дополнения приветствуются.
Hosted by uCoz